Отношения между потребителями и исполнителями в этой сфере регулируются Гражданским кодексом РФ, законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения. Знание основных принципов в сфере законодательства о защите прав потребителей, позволит и потребителям, и исполнителям избежать многих конфликтных ситуаций. Наиболее часто из всех услуг бытового обслуживания мы пользуемся услугами парикмахерских, косметических кабинетов.
Предлагаем Вам познакомиться с основными обязательными требованиями в данной сфере:
- рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос. Все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. В организациях, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, необходимо осуществлять профилактическую дезинфекцию, включающую обеззараживание поверхностей помещения, мебели, оборудования, воздуха, инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе, а также дезинсекцию и дератизацию.
Работники обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:
• перед началом и после окончания обслуживания клиента тщательно мыть руки мылом;
• в косметических кабинетах для обработки рук применять кожные антисептики, разрешенные к использованию в установленном порядке;
• осуществлять уход за кожей рук, используя защитные и смягчающие кремы, лосьоны;
• осуществлять окраску волос в резиновых перчатках;
• не курить и не принимать пищу на рабочем месте.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о полном наименовании своей организации, перечень оказываемых услуг, с указанием прейскуранта цен. При заключении договора на выполнение работ и оказание услуг необходимо обратить особое внимание на правильность и корректность заполнения договора или квитанции, чтобы в случае возникновения конфликтной ситуации было основание для предъявления претензий.
Надо иметь в виду, что исполнитель не вправе навязывать потребителю дополнительные виды платных услуг, а также обусловливать выполнение одних услуг обязательным исполнением других.
В случае возникновения конфликтов между потребителями и исполнителями возникают в связи с обнаружением недостатков в работе, потребитель имеет право потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены выполненной работы, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков.
В соответствии с законом, во-первых, следует обратиться к руководству организации, составив письменную претензию в двух экземплярах. На экземпляре потребителя должна быть отметка о принятии претензии. Если конфликтную ситуацию не удается разрешить мирным путем, потребитель имеет законное право обратиться с иском в суд.
По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить книгу отзывов и предложений, где потребитель вправе оставить претензию относительно качества оказанной парикмахерской услуги. Такая запись может стать одним из доказательств оказания потребителю услуги конкретным исполнителем, в конкретном салоне красоты или парикмахерской в случае не оформления исполнителем договора (квитанции) в письменном виде.
Во избежание конфликтных ситуаций, необходимо помнить об особенностях оказания отдельных видов услуг:
1. Пошив обуви производится по эскизам потребителей, по желанию потребителя допускается замена фасона, фурнитуры, и т.д., о чем должна быть сделана соответствующая запись в договоре (квитанции, ином документе).
2. Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий и т.д. производятся по образцам, а также по эскизам потребителей. При оформлении договора о выполнении работ из натурального меха из материала потребителя, а также из материала исполнителя меховые полуфабрикаты и шкурки должны быть помечены в присутствии обеих сторон.
3. При приеме изделия в химическую чистку в договоре или квитанции указываются наименование изделия, имеющиеся дефекты, дополнительные платные услуги, оказываются лишь с согласия потребителя. При получении изделия из химической чистки не забудьте проверить сохранность исходной формы.
4. При выдаче отремонтированной бытовой техники мастер обязан произвести осмотр и продемонстрировать работу данной техники.
5. При оформлении договора о выполнении работ по ремонту и изготовлению мебели потребитель вправе предложить свой эскиз изделия. При приеме работы необходимо проверить соответствие конструкции образцу, согласованному при оформлении договора.
6. В договоре о выполнении работ по ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится описание работ (с приложением эскиза за подписью потребителя), а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов. Ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, должны соответствовать пробам, установленным в соответствии с законодательством.
В настоящее время спрос граждан на услуги бытового обслуживания населения очень высок. Однако, несмотря на это практика показывает, что потребитель часто не в силах защитить свои права, особенно в случае возникновения спора с исполнителем. Это связано, прежде всего, с тем, что потребитель не всегда осведомлен о своих правах, а также с несоблюдением исполнителем своих обязанностей, предусмотренных Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025 (Правила № 1025), особенно в части доведения до потребителя необходимой и достоверной информации.