Министерство экономического развития Саратовской области доводит до организаций-лицензиатов информацию Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о наиболее часто возникающих ошибках при розничной продаже алкогольной продукции через ЕГАИС.
1. Прецедент повторной продажи алкогольной продукции с одинаковыми штриховыми кодами в одном магазине возникает в случае когда одна и та же бутылка с алкогольной продукцией сканируется много раз на кассе, при этом покупатель получает не отсканированную, а другую продукцию того же наименования. При этом продукция, фактически полученная покупателем не проходит регистрацию розничной продажи в системе ЕГАИС, что абсолютно противоречит принципу и основной идее внедрения ЕГАИС в розничное звено алкогольной продукции. При розничной продаже алкогольной продукции сканироваться должна каждая продаваемая единица алкогольной продукции и именно она должна передаваться покупателю вместе чеком, содержащим QR-код и ссылку для проверки легальности купленной продукции. Возникновение подобной ситуации может происходить вследствие нечитаемости штриховых кодов, нанесенных на федеральные специальные или акцизные марки. При этом в УТМ новой версии 2.0.3 определен механизм фиксации розничной продажи алкогольной продукции, оклеенной федеральными специальными или акцизными марками, штрихкод которых считывается с затруднениями. Описание запросов на получение штрихкода по серии и номеру марки приведено в пункте 1.25 «Запрос на получение штрихкода по серии и номеру марки» технической документации к УТМ версии 2.0.3 для организаций оптовой и розничной торговли, которая доступна по следующей ссылке http://egais.ru/files/documentation203.pdf. В настоящее время ограничение по количеству направляемых организацией запросов на получение штрихкода по серии и номеру марки отсутствует. Таким образом, в случае нечитаемого штрхкода, существует законный способ продажи алкогольной продукции, предусматривающий направление соответствующего запроса. Указанная функциональность доступна при обновлении УТМ до версии 2.0.3 с соответствующей доработкой учетной системы организации.
Обращаем внимание на то, что повторная продажа алкогольной продукции с одним и тем же штриховым кодом является нарушением порядка учета розничной продажи алкогольной продукции. Ответственность за нарушение порядка учета алкогольной продукции установлена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение штрафа в размере 150-200 тысяч рублей на юридическое лицо и 10-15 тысяч рублей на должностное.
2. Второй причиной повторной продажи алкогольной продукции с одинаковыми штриховыми кодами является неправильное оформление либо вообще не отражение возвратов алкогольной продукции в системе ЕГАИС. Возврат алкогольных товаров на кассе осуществлять по тому же принципу, что и продажа. Если в возвратном чеке возвращается алкогольный товар, то для проведения операции возврата необходимо также считать штриховой код, содержащийся на марке. Стоимость возвращённого товара должна быть указана с отрицательным знаком. Данные о штриховом коде, будут переданы на сервер вместе с чеком, по аналогии с чеками продажи. Требования к порядку проведения возвратов отражены в пункте 2.8 «Возврат» технической документации к УТМ версии 2.0.3. 3. Третьей причиной повторной продажи алкогольной продукции с одинаковыми штриховыми кодами является подписание повторяющихся кассовых чеков. На официальном интернет портале Росалкогольрегулирования http://egais.ru/ опубликованы технические требования, предъявляемые к универсальному транспортному модулю, используемому для отправки кассовых чеков в ЕГАИС. Согласно подпункту 6 пункта 2.4 технической документации к УТМ версии 2.0.3, подписание чека электронной подписью выполняется не более 15 секунд в случае, если соблюдены требования, предъявляемые к оборудованию, на котором установлено программное обеспечение УТМ. В программном обеспечении УТМ версии 2.0.2 проверки, является ли кассовый чек направленным в УТМ на подписание повторно, не предусмотрено. Таким образом, при использовании программного обеспечения УТМ версии 2.0.2, при превышении установленного времени подписания чека, подписание и печать кассового чека могли не производиться, хотя информация, содержащаяся на марке, передавалась в ЕГАИС. Это могло приводить к необходимости повторного запроса кассиром подписания чека УТМ и печати кассового чека. В этом случае, информация, содержащаяся на марке, передавалась УТМ для фиксации в ЕГАИС повторно, что влекло дублирование информации. Аналогично, при исключении алкогольной продукции из чека после того, как кассовый чек не был подписан УТМ, и реализации единицы алкогольной продукции следующим кассовым чеком, также влечет дублирование информации в ЕГАИС об одной и той же единице алкогольной продукции. В УТМ версии 2.0.3 предусмотрена проверка повторности направления кассового чека на подписание. В связи с чем, с целью исключения возможности повторной продажи алкогольной продукции, организациям розничной торговли следует произвести обновление УТМ до версии 2.0.3.